"Моя бабушка вспоминает, какие застолья были в ее время: во дворе, по 50 человек, с песнями, с жареными гусями, плюшками и ватрушками. Но оно и понятно: люди стремились увидеться, обменяться новостями, это было своего рода одно из самых доступных развлечений: вкусно поесть, поговорить, посмеяться".
Люди ушедшей эпохи считали архи важным сохранить эту добрую традицию, которая помогала сплотить род.
Но как-то незаметно изменились переменные в этом уравнении…
2
Че-то мне кажется, что она не заканчивается.
А давно уже закончилась.
Почему?
Точно можно сказать: не потому, что продукты подорожали…
А просто изменились люди.
В немалой степени повлияло тут развитие информационных технологий, и особенно — коммуникативных технологий.
Раньше застолья, особенно вот эти большие, на много человек, были встречами родственников, друзей, в общем, близких.
Теперь же те, кто хочет общаться — могут общаться в любое время, даже не встречаясь.
Да и мир стал куда меньше — в том плане, что до даже живущего где-то в еб… вдали близкого человека реально добраться за несколько часов.
Причем можно несколько часов ехать с одного конца области в другой ее конец.
А можно за то же время пересечь полстраны или даже полЕвропы.
Это все существенно повлияло на традицию вот таких больших семейных встреч.
А второе: люди стали проще.
Стали проще ко многому относиться.
И еще — люди перестали голодать.
Уходит поколение, заставшее голод.
Откуда традиция застолья?
Оттуда, что:
а) накормить, прежде всего — накормить гостя, ведь он проголодался с дороги (Господи, как же меня бесит эта привычка моих же родителей!);
б) показать свое благосостояние.
Теперь все куда проще.
На стол ставится че-нибудь легкое для сожрать, в зависимости от привычек хозяина дома.
И кофе, чай, пиво — опционально.
Люди собираются не жрать и бухать, а пообщаться.
Ну и торжественность момента сильно снизилась.
Принимать гостей и ходит ьв гости — это не праздник, это обыденность.
И скажет ли кто-нибудь, что это плохо?
Хотя может, кто и скажет… но этот человек будет не прав!
2
Это то, что называется «атомизация общества».
Это, в целом, довольно обширная тема, но если в двух словах, то чем ближе государство к тоталитаризму, тем больше у людей возникает недоверия к каким-либо организациям, и тем больше в них воспитывается индивидуализм — и это переносится в том числе и на личный уровень. Условно говоря, при тотальной военной диктатуре в какой-то абстрактной стране у человека нет желания вступать в профсоюзы (потому что они неэффективны), человеку страшно вступать в какие-то общества по теме искусства (ведь в них на него могут «настучать»), ему не хочется как-то общаться в социальных сетях (по той же причине), ну и так далее. И в такой ситуации единственное, что остаётся человеку — это как-то пытаться самореализовываться наедине с собой, выстраивать свою зону комфорта хотя бы для себя лично. Ну и наоборот — в абстрактной стране с идеальной демократией или другими формами заботы о человеке (скажем, коммунизм, если его вдруг кто-то сможет построить по-настоящему), люди начинают социализироваться и сами создают какие-то объединения для такой социализации — по увлечениям, религии, профессии, родственным связям и прочим признакам.
Естественно, что атомизация идёт со временем по поколениям — если бабушка собирала застолья, а мама уже начала жить в атомизированном обществе, и ребёнок тоже начал жить в атомизированном обществе, то после смерти бабушки все застолья прекратятся до тех пор, пока в обществе не появится новое поколение, которое будет жить в свободе и безопасности, и у которого снова появится желание социализироваться.
0
Не модно стало, как-то вульгарно это выглядит.
Вот мы собрались недавно… кто выпивает-закусывает, кто купается-загорает, кто в волейбол на деньги играет, кто на гитаре, кто пошёл с местными драться, а самые дисциплинированные шашлыки жарят.
Источник: