Смартфон вместо прав — возможно ли в России

Статья о том, может ли в России смартфон заменить водительские права. Объективные трудности решения проблемы. В конце статьи — видео о том, как снимать смартфоном крутые ролики.

Содержание статьи:

    Основные принципы работы с «электронными» водительскими удостоверениями
    Российские реалии и объективные трудности
    Видео о том, как снимать крутые ролики на смартфон

Распространение цифровых технологий идёт огромными темпами. Внедрение безналичных систем оплаты, цифровых подписей и электронного документооборота существенно упростило многие процедуры. Сейчас даже в России активно внедряются системы осуществления платежей на основе мобильных устройств, что позволит отказаться и от привычных банковских карточек.

Сторонники таких идей приводят различные аргументы, в том числе и касательно удобства, высокой степени защиты и гарантии быстрого восстановления в случае утраты. Попробуем проанализировать возможность замены такого распространённого документа, как водительские права, на мобильное приложение.

Основные принципы работы с «электронными» водительскими удостоверениями

В некоторых странах такая система уже активно внедряется. Например, в Польше и Индии уже заявили о переходе на новый формат работы с подобными документами.

Если взглянуть на предложенную идею, то она вовсе не кажется чем-то неординарным. Давно уже наступили времена, когда бумажные документы забываются дома, а вот смартфон – всегда с собой, поскольку его важность сложно переоценить.
В нём сохранены пароли к различным аккаунтам, установлены приложения для совершения финансовых операций и хранится множество личных данных. Загрузка же электронной версии документа в мобильное устройство сулит упрощение многих процедур.

Предвидя различные вопросы, касающиеся юридических тонкостей вопроса, разработчики индийского сервиса DigiLocker утверждают, что инспектору дорожного движения вовсе не требуется изымать у водителя его смартфон для проверки документов. Благодаря онлайн-доступу вся необходимая информация будет загружена из облачного сервиса.

Но, например, в России это потребует корректировки законодательства, в частности — правила о том, что водитель обязан передать своё водительское удостоверение инспектору.
Не менее важным вопросом является угроза безопасности, поскольку с массовым внедрением подобных технологий необходимо будет реализовывать концепцию и на дешёвых платформах, подверженных взлому.

Сейчас сервис платежей с помощью мобильного телефона реализует Apple и Samsung на топовых моделях. Если же подобное решение начнёт распространяться на дешёвых зачастую не сертифицированных в России устройствах, гарантии безопасности существенно снизятся.

Конечно, водительское удостоверение представляет гораздо меньший интерес для мошенников, чем денежные средства, но потенциальная угроза очевидна.

Теперь попробуем разобраться в процедуре предоставления информации о гражданине в Польше, которая происходит по следующим этапам:

    гражданин называет полицейскому своё имя и личный идентификационный номер;
    полицейский вводит эту информацию в портативный компьютер;
    гражданин получает на свой смартфон сообщение с одноразовым кодом, который он сообщает полицейскому;
    полицейский вводит предоставленный код в портативный компьютер и получает все необходимые данные.

Мягко говоря, не самая удобная процедура, к тому же требующая доступа к сети Интернет сразу с двух устройств. Логичным дополнением в такой ситуации станет обязательство иметь при себе бумажную версию документа, на случай сбоя или неуверенного приёма.

То есть, на нынешнем техническом уровне нововведение довольно спорное. Фактически мы можем пока говорить об альтернативе, обкатке передовых технологий, которые займут своё место в нашей жизни спустя определённое время.

По заявлению генерального директора Infineon Technologies AG Ильи Зверева, аналогичная процедура в Индии тоже гораздо сложнее, чем заявлено в официальном релизе.

Российские реалии и объективные трудности

Если проводить параллели с российскими условиями, то у нас в стране достаточно много регионов с нестабильным или вообще неполным покрытием мобильных сетей, а потому внедрение мобильного приложения, заменяющего водительское удостоверение, остаётся прерогативой мегаполисов.

Не стоит забывать и о низкой грамотности большинства населения касательно электронного документооборота, проведения финансовых транзакций и элементарных правил компьютерной безопасности, что делает их лёгкой жертвой мошенников.
Виду этого потребуется дополнительный уровень защиты в виде отпечатка пальца или сканирования сетчатки глаз, поскольку смс-уведомление должной безопасности не даст.

Подобные функции реализуемы только на дорогостоящих моделях мобильных устройств, что в разы сокращает число потенциальных пользователей. Все мы прекрасно понимаем, что передовые и дорогостоящие технологии очень быстро дешевеют, особенно когда становятся массовыми, ввиду чего последняя проблема вполне может решиться сама собой в течение пары лет.

Следующей трудностью станет адаптация законодательства и обеспечение экипажей ДПС необходимым оборудованием для работы с электронной версией прав. Это потребует проведения дополнительного обучения, а также существенных затрат на оснащение, что в условиях кризисных явлений в экономике ставит вопрос о целесообразности подобных действий.

Кроме того, необходимо проработать механизмы взаимодействия с потенциальными нарушителями, а также с теми, кто не пожелает добровольно предоставлять необходимую информацию.

Даже если идея будет реализована, то полного избавления от бумажных носителей не будет, поскольку необходимо также иметь регистрационные документы на транспортное средство, а также страховой полис ОСАГО. И именно с последним возникнут наибольшие сложности, ведь права и регистрационный талон выдаются государственными органами, которые в случае принятия соответствующего законопроекта будут обязаны обеспечить функционирование системы в срок.

А вот полис выдаётся множеством коммерческих организаций, стремящихся минимизировать затраты и не заинтересованных во внедрении инноваций.

Вспомнить хотя бы тот факт, что даже лидеры отрасли не смогли обеспечить стабильную работу собственных сайтов, на которых можно было бы удалённо приобрести уже упомянутый полис. В результате чего водитель сталкивается с симбиозом передовых и устаревших технологий, что многократно усложняет ряд вопросов. Кроме того, любое устройство может выйти из строя уже в пути, поэтому такое техническое решение нуждается во всесторонней проработке.

Не стоит забывать и о том, что современные технологии не избавят от ответственности в случае отсутствия или невозможности предоставить оригинал или электронный эквивалент документа, и теперь придётся гораздо внимательнее относиться к уровню заряда батареи смартфона.

Несмотря на то, что подобная технология испытывается в ряде стран, в том числе и в США, разработчики пока не смогли предложить внятное решение этого вопроса.
По мнению Романа Прохорова, председателя правления Ассоциации «Финансовые инновации», необходимость непосредственной верификации, осуществляемой инспектором, существенно осложняет процесс перехода на такой аналог прав, поскольку лишает его главного преимущества – удобства.

Ещё одной проблемой может стать достоверность электронных сведений, поскольку их подделка гораздо легче при использовании бытовых устройств. Конечно, и подлинность бумажных прав в полевых условиях проверить весьма проблематично, но в случае с электроникой это становится и вовсе невозможно.

Логичным развитием данной темы может стать дистанционное считывание информации со смартфона, находящегося у водителя, но в данном случае могут возникнуть трудности, если у пассажиров автомобиля также есть устройства, в которые загружены аналогичные документы.

Таким образом, современный технический уровень позволяет обеспечить тестовую реализацию проекта, выявить его слабые места и внести оперативные правки в процесс. Говорить же о полном переходе на электронную версию водительского удостоверения пока преждевременно.

Если после изложения всех проблем и препятствий снова задаться вопросом о перспективах внедрения подобного мобильного приложения, то с учётом того, что Россия вполне может конкурировать по ряду направлений с лидерами отрасли, этот шаг вполне может быть реализован в течение ближайших нескольких лет.

Стоит отметить, что внедрение таких технологий будет происходить поэтапно и параллельно с использованием традиционных документов. Игнорирование же подобных тенденций в современных технологиях может довольно скоро привести к серьёзному отставанию нашей страны.

Видео о том, как снимать крутые ролики на смартфон:

Источник: fastmb.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.